ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОНДОПОГЕ

На северо-западном берегу Онежского озера, недалеко - всего в часе езды по автодороге - от столицы Республики Карелия города Петрозаводска, раскинулся промышленный город Кондопога. На его окраине, где в старину размещалось одноименное село, есть архитектурная достопримечательность, да еще какая! Шедевр русской архитектуры – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее по праву считают вершиной шатрового деревянного зодчества России.

Стоит она на небольшом мысе, омываемом водами Чупа-губы - залива Онежского озера. Несколько десятилетий назад вокруг, куда ни глянешь, были вода, камыш, леса. А теперь позади церкви дымят высоченные трубы Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината.
Первое упоминание о кусте Кондопожских деревень, расположенных на древнем волоке между озёрами Онего и Ниго , в Писцовых книгах относится к 1496 году. Но расцвет села пришёлся на 18 век. В 1757 году были открыты богатые месторождения мрамора в Тивдии и на Белой Горе (ныне Кондопожский район) . Кондопога стала перевалочным пунктом, откуда мрамор доставлялся на кораблях и посуху в Петербург, остро нуждавшихся тогда в отделочном камне.
Немалую роль в развитии села сыграла и разработка залежей железной руды, которую перевозили отсюда на металлургические заводы Петровской слободы (ныне г.Петрозаводск). Продукция окрестных заводов – ядра и пушки направлялись из Кондопоги в Петербург.

ИСТОРИЯ ХРАМА

Церковь Успения в Кондопоге впервые упоминается в 1563 году. Она была «выставкой» (филиалом) Никольского Шуйского погоста (нынешнее село Шуя).
Конец XVI века для северо-западных рубежей России был очень трагичным: в результате поражения Ивана «Грозного» в Ливонской войне, шведы захватили весь Корельский уезд и постоянно вторгались в Лопские и Заонежские погосты, повсюду производя страшные разорения. Война коснулась и Кондопоги, в писцовой книге за 1582-1583 года говорится о пустом церковном месте и убитых крестьянах. Но кондопожане быстро оправились от шведского набега и в 1585 году уже стоит новая Успенская церковь.
К сожалению, и второй храм простоял не очень долго. Он погибает в пожарах разбоев Смутного времени. Однако в земельных книгах 1616-1619 годов находится описание уже третьего Успенского храма: «тёплая церковь с крышей покрытой железом, с трапезной.., в звоннице колокола». Эта церковь простояла довольно долго и была разобрана, видимо, из-за ветхости.
В 1774 году была построена ныне существующая Успенская церковь. К её освящению были написаны иконы для иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Храм был построен на «средства и тщанием» прихожан.
Ко второй половине 19 века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. В 1829-1831 годах рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня на шесть колоколов. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В 1857 г. был построена зимняя церковь во имя Рождества Богородицы, она была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. К сожалению, Храмовый комплекс не сохранился. Колокольню варварски сломали в 1930-е годы. К моменту уничтожения она уже была «безголосой» - пять колоколов бесследно пропали, а шестой отвезли на местный скотный двор, где он стал сигнальным. Тёплую Богородице-Рождественскую церковь в советскую эпоху приспособили для просушки зерна, позже в ней устроили клуб колхоза с символичным названием «Культура». Храм снесли в 1960-е годы.
В 1918 году Онежская экспедиция искусствоведов и архитекторов под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря поставила Успенский храм под охрану, как памятник архитектуры. Последние службы в храме прошли в 1930 г. Последний священник – отец Иоанн (Иван Петрович Лядинский) в 1937 году был арестован вместе с односельчанами по общему делу «Кондопожских повстанцев», и приговорен тройкой НКВД к расстрелу.


АРХИТЕКТУРА ХРАМА

Успенская церковь полностью выдержана в традициях древнерусского деревянного шатрового зодчества Русского Севера. Храм построен по традиционной схеме – восьмерик на четверик. Но есть в нём необычное архитектурное решение: зодчие установили на вытянутый четверик не один, а два восьмерика, последовательно расширяющихся кверху. Венчает строение пятнадцатиметровый, восьмигранный шатёр с небольшой чешуйчатой главкой с 3трёх метровым крестом. Все эти архитектурные элементы, составляющие главную вертикаль храма, превращаются в грандиозное сооружение, благодаря великолепно найденному соотношению их между собой. С восточной стороны к главному четверику примыкает алтарь под килевидной бочкообразной кровлей, на которой установлена маленькая чешуйчатая главка с крестом. С западной стороны - трапезная и сени под одной двускатной кровлей, увенчанной маленькой главкой с крестом. Далеко вынесенные висячие крыльца на мощных кронштейнах обрамляют трапезную с севера и юга. Обычно крыльца ставили лицевой стороной на запад, здесь они обращены на восток – в храм входят со стороны алтаря. Основная идея Успенской церкви заключена в её высотности. Высота храма 42 метра. Церковь является второй по высоте среди сохранившихся деревянных церквей России.

Декор церкви предельно ограничен: простая резьба столбиков крылец, карнизы, фронтонный пояс на восьмерике. Украшательство тут явно вторично, всё внимание – к геометрии форм.
Архитектура Успенской церкви основана на тонких, художественно осмысленных и очень выразительных контрастах. Стремительная вертикаль здания - и бесконечные горизонтали озера и берегов. Цельная масса четверика - и легкие висячие крыльца, наполненные воздухом и светом, будто влитые в простор озера. Пирамида шатра, пронзающего небо, - и прямоугольник трапезной. Вырастающий прямо из земли могучий бревенчатый сруб - и сдержанный, тонко прорисованный ажурный декор.
Церковь Успения Богородицы является наиболее развитым образцом деревянных храмов местного, прионежского, типа, которым присущи весьма характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа кверху. Благодаря этому расширению погашается при взгляде снизу перспективное сужение восьмерика и башня-шатер как бы увеличивается в размерах, не ослабляя своей мощи. Поэтому и кажется Успенская церковь, когда подойдешь к ней, такой величественной. Образ ее покоряет сразу - и навсегда. Перед ней стоишь в блаженном восторге изумления.

ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР

Несмотря на внешнюю грандиозность и высоту Успенского храма, внутренний интерьер удивляет своей простотой. Не в правилах северных мастеров было делать грандиозные интерьеры. Церкви взмывали вверх, возносились над избами, над холмами, над лесом – а молельное помещение оставалось традиционной северной «клетью». Попав в Успенскую церковь, мы не увидим уносящегося ввысь шатра изнутри – примерно на уровне двух третей четверика он перекрыт расписным потолком «небом», в которое упирается четырёхъярусный иконостас. Интерьер трапезной по-северному прост, без особых изысков; лишь иконы, лавки вдоль стен. Особенно выделяются два массивных резных столба, которые поддерживают потолок и перекрытия. От них в потолок уходят полукруглые кронштейны, отчего вся конструкция приобретает форму человека с поднятыми руками. Как считают некоторые исследователи, это наследие языческой древности, образ Богини – Берегини, которую так часто можно увидеть на орнаментах карельской вышивки.

ИКОНЫ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

В церкви сохранился четы­рёхъярусный иконостас и расписной потолок-небо». Тринадцать икон утрачено. Иконы были написаны к ос­вящению храма в 1774 г. Финский исследователь. Л. Петерсон, обследовавший церковь в 1943 г., назвал ав­тора иконостаса «Кондопожским мастером», авторство которого можно определить и в иконах некоторых других храмов. Стиль его иконопи­си сложился под влиянием провинциального русского барокко. Это особенно чувствуется в живописной манере письма, в попытках пространственных по­строений некоторых сцен, увле­ченности новыми архитектур­ными мотивами. Первоначаль­ный иконостас имел тябловую конструкцию, которая сохрани­лась до сих пор под резным иконостасом, заменившим старый в начале XIX века. 

Уникальна иконописная компо­зиция «неба» церкви. Она изоб­ражает «Великий вход» в не­бесной Литургии, Великим ар­хиереем которой является Сам Иисус Христос.
Он изображен в центральном круге, предстоящим пред престо­лом в архиерейском облачении. В шестнадцати иконах-секторах изображены архангелы и анге­лы, выносящие священные со­суды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы. В четы­рех углах «неба» изображены святые евангелисты. Эта компо­зиция подчёркивает единство Небесной и земной Литургии. На Севере почти не осталось памятников, дающих такое полное представление о системе иконописного украшения деревянного храма. Весь комплекс «неба» дошел до нас целиком, в 2005–2006 гг. его иконы были отреставрированы.
В целом, иконы Успенской церкви производят сильное впечатле­ние. К сожалению, в настоящее время часть икон законсервиро­вана, так как они требуют сроч­ной реставрации. Особо почитаемая святыня храма — икона Богородицы «Тихвинская». Икона написана к освящению храма в 1771 году. Во время Советской власти, в 1930-е годы икона была осквернена (пробита штыком) и потеряна на несколько десятилетий. Господь вернул икону в храм через людей, она была отреставрирована и заняла свое место в храме в 1990г.
Почти полностью под реставрационной заклейкой икона «Страшный Суд» («Образ страшного Христова пришествия»), расположенная в трапезной.

Аудиогид: https://izi.travel/ru/browse/publishers/afd7f731-279f-40f9-bd40-b43bb552c72b/ru

При использовании материалов ссылка на  сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!