СТРАНА ЛЮДИКОВ: ОПЫТ ВИЗУАЛЬНОГО СЛОВАРЯ

Фотографирование – это составление визуального словаря окружающего мира.

Человек, и все, что к нему относится; дом, и все его предметы; событие и все его составляющие – единицы такого словаря. Здесь особая грамматика, нет привычного алфавита, отношения предметов выстраиваются особыми синтаксическими конструкциями.

Для составления любого словаря нужна методичность, и нужно долгое накопление материала, чтобы однажды словарь смог предстать некой взаимосвязанной и хотя бы относительно понятной системой. Накопление материала – дело бесконечное, но очень захватывающее. Результатом собирания материала в каком-нибудь месте (составление визуального словаря деревни, например) становится некоторое количество изображений, которые надо рассортировать и привести в некоторую систему – чтобы они, в свою очередь, помогали осмыслить и дополнить информацию другого типа – записи бытовых рассказов, языка, фольклора и так далее.

Прошлым летом в экспедиции я собирал материалы к визуальному словарю деревень «страны людиков». Экспедицией было охвачено 10 деревень. Было сделано около 9 000 цифровых снимков. Фотографировалось все – от дальнего угла в темном сарае заброшенного дома до панорамы окрестностей. Конечно, при ограниченном времени экспедиции говорить о том, что были составлены полноценные визуальные словари данных мест, невозможно. Я рассматриваю сделанную работу скорее как материалы к таким словарям. Теперь, внимательно рассмотрев и отсортировав изображения, соотнеся их с иной собранной информацией об этих местах и людях, я понимаю, что не снято, что еще надо увидеть и зафиксировать, без чего народ – и словарь – неполный.

Тем не менее, из уже накопленного материала возможно делать различные выводы, делать выборки, вынимать материал различной направленности. И материал может начать жить своей жизнью. Когда я по просьбе друзей сделал выборку из своих фотографий «Железо страны людиков», то и сам был поражен мощности материала, тематически собранного вместе.

На поле визуальной культуры происходит неизбежное пересечение науки (документальной фиксации окружающего мира) и искусства. Документальный взгляд фиксирует все, взгляд искусства – отбирает главное. И представленные на выставке четыре объекта с фотографиями – это попытка отобрать главное для четырех деревень, попытка описать их бесконечный мир через показ всего 27 фотографий. То, как именно сделаны эти объекты (раскладывающиеся конструкции) – в помощь восприятию и пониманию всей этой визуальной системы. Это тот случай, когда просто выставка, просто повешенные на стену фото или показанный мультимедийный фотофильм – недостаточны для представленного материала. Надо не просто пройти от одного изображения до другого, надо открыть мир, понять его взаимосвязи – верх и низ, лево-право, осознать центр.

Надеюсь, это получилось, и открытие – во всех смыслах этого слова – произойдет. А открытие – путь к пониманию. А понимание другого ведет к пониманию себя. Что может быть важнее?

 Вадим Лурье