На выставке представлены первые результаты спасательных археологических исследований 2023—2024 гг. в г. Кондопога на месте ранее существовавшей Успенской церкви, являвшейся памятником деревянного зодчества и одним из самых высоких храмов прионежского типа на Русском Севере. После пожара 10 августа 2018 г., уничтожившего храм, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские по заказу Министерства культуры Российской Федерации разработало проект воссоздания сгоревшей церкви. В 2019 г. при подготовке к работам на участке строительства был выявлен объект археологического наследия «Культурный слой под объектом культурного наследия Успенская церковь (деревянная) 1774 г.». к изучению которого приступил Кондопожский отряд Института археологии РАН.
Изначально предполагалось, что культурный слой позволит исследовать архитектурные особенности Успенской церкви, а также остатки существовавших здесь ранее деревянных церквей, упомянутых в письменных источниках. Однако в ходе работ выяснилась иная картина: под церковью в практически непотревоженном виде открылся некрополь, возникший до её постройки. На небольшом участке работ было выявлено 50 захоронений XII – начала XVIII в. и в целях сохранения уникального исторического источника Министерством культуры Российской Федерации при поддержке Управления по охране объектов культурного наследия республики Карелия было принято решение о необходимости полноценно исследовать археологический памятник.
Первые известия об Успенской церкви в Кондопоге, далекой предшественнице постройки 1774 г., содержатся в писцовой книге 1563 г. Некрополь, выявленный на месте Успенского храма, свидетельствует о том, что этот участок использовался для захоронений уже во второй половине XII в. Погребения производились здесь в течение длительного времени, на небольшой глубине, при этом большинство из них остались ненарушенными.
За два года работ археологами исследовано 502 погребения, которые по особенностям обряда и находкам можно отнести к четырём хронологическим горизонтам, начиная с XII в. и заканчивая началом XX в. Судя по погребальному обряду и непрерывности выявленного могильника, оставившее его население с самого начала было знакомо с христианскими традициями: все погребения совершены по обряду ингумации и лицом на восток, хотя на ранних этапах сохраняются и некоторые архаичные черты обряда. Например, в 2024 г. было выявлено одно из самых ранних погребений могильника, в котором погребена женщина в парадном этнографическом костюме, на нагрудном и головном уборе богато украшенном серебряными нашивками со стеклянными вставками разных форм, у головы находились височные кольца с подвесками из плетёных из серебряной проволоки бусин, на бедре сохранились остатки кожаной калиты (сумка для денег). Описываемое погребение было огорожено крупными плоскими известняковыми плитами, образующими камеру. Общий характер погребений, с немногочисленными металлическими украшениями костюма и отдельными бытовыми вещами (нож, кресало) соответствует нормам погребального обряда средневекового населения Севера, принявшего крещение.
В самых ранних найденных захоронениях покойные ориентированы лицом на восток, все эти погребения принадлежат взрослым индивидам, их ямы заглублены в материк. Металлические украшения, найденные в погребениях (многобусинные височные кольца, подковообразные и кольцевидные пластинчатые застежки-фибулы, дротовые браслеты), имели широкое распространение на Северо-Западе Руси и в восточной части Балтийского региона, как в прибалтийско-финской среде, так и в древнерусских городах. Появление этих украшений в Кондопоге отражает культурные импульсы или продвижение населения с запада, из северо-западных новгородских земель. Возможно, они могли быть связаны и с продвижением на Онежское озеро карельского населения, расселение которого первоначально было ограничено территорией Северо-Западного Приладожья и Карельского перешейка.
В 2024 г. было выявлено и несколько отдельных находок не в погребениях, относящихся к ещё более раннему историческому периоду: серебряный дирхем Саманидского происхождения чеканки 915—925 гг.; рифлёная стеклянная бусина X—XII вв.; фрагменты лепной керамики X—XI вв. Однако о характере данного горизонта пока судить сложно, поскольку вещи обнаружены не в комплексах.
Погребения XIII–XV вв. также ориентированы на восток, захоронены в материковых ямах или на уровне материка. Этот хронологический пласт представлен захоронениями как взрослых, так и детей. Предметами, маркирующими данный горизонт, стали серьги-одинцы с подвесками из янтарных бусин и многобусинные височные подвески.
Погребения XVI в. приходятся на период первых упоминаний Кондопоги и Успенской церкви в письменных источниках и увеличения численности местного населения. Начиная с середины XVI в. погребения меняют ориентировку и теперь захораниваются не строго на восток, а по направлению церкви (она имела некоторое отклонение от географического востока). В этих погребениях появляются предметы личного благочестия – нательные крестики и иконки. Хорошо сохранились остатки кожаной обуви в погребениях, а также органические атрибуты погребального пространства – колоды, берестяные свёртки и покрывала, калмалауды (надгробные доски). В погребениях начинают появляться первые «откупные» монеты.
Своеобразием отличаются и погребения XVIII – начала XX вв., относящиеся к последней церкви – происходит переход погребальных вместилищ с колод на гробы, все погребения сопровождаются нательными крестами и монетами. Увеличивается разнообразие вариантов обуви и текстиля, но в целом обряд становится унифицированным
Хорошая сохранность костных останков позволяет привлечь к изучению могильника арсенал методов антропологии. Антропологом Института археологии РАН И.К. Решетовой воссоздан скульптурный портрет мужчины 30–39 лет (из погребения 18), датируемом XIII – началом XV в., а также графическая портретная реконструкция женщины 25-29 лет (из погребения 131), соотносимым с периодом середины XVI в. Это первая реконструкция средневековых людей из региона Онежского озера, выполненная по антропологическим материалам. Данный антропологический источник, помимо своей основной функции, может стать дополнительным штрихом к визуальному восприятию повседневности региона в период Средневековья.
Часть находок представлена в виде широкоформатных фотографий с высоким разрешением, выполненных специалистом Отдела сохранения археологического наследия ИА РАН Андреем Бронниковым. Артефакты сняты в формате макросъемки и передают неповторимую красоту каждого предмета.
Некрополь Успенской церкви в Кондопоге – первый средневековый археологический памятник, выявленный на Русском Севере на церковном месте, под деревянной церковной постройкой Нового времени. Его ценность определяется, прежде всего, тем, что на огромных территориях бассейна Онежского озера известно лишь несколько могильников и одиночных погребений X–XIII вв. Присутствие столь раннего могильника стало неожиданностью для археологов. Раскопки раскрывают ранее неизвестную нам предысторию одного из прионежских приходов, преемственность в расселении и в размещении местных сакральных центров на протяжении более восьми столетий, а также могут прояснить этнический облик погребенных и уточнить время становления Кондопоги как одного из центров средневекового расселения на Онежском озере.
Материалы предоставлены Институтом археологии РАН